17:39
Домашние задания российских школьников - самые большие в мире
Домашние задания российских школьников - самые большие в мире и выполнить их без помощи взрослых просто невозможно, потому что учителя перекладывают объяснение пройденного на родителей. Сегодняшний школьник не справляется с домашним заданием, уже начиная с 1-го класса. Родители объясняют это непомерной сложностью школьной программы и, бросив дела, садятся с детьми за уроки, вновь и вновь объясняя им, как решать задачки и писать сочинения. Либо на все время учебы нанимают репетиторов. В истинных масштабах и причинах этого бедствия попытался разобраться «МК».

Учителя: «Школьная математика требует глубокой перестройки!»

По мнению подавляющего большинства учителей, целый ряд школьных предметов перегружен избыточными сложностями и должен быть скорректирован:

— Проблема содержания школьной программы, конечно, существует, — заявил «МК» учитель математики московской гимназии № 1518 Юрий Фирсов. — Взять хотя бы нашу школьную математику: она требует глубокой перестройки!

По словам учителя-практика, детям нужен не набор мертвых знаний, которые выветриваются из голов сразу после выпускного бала, а то, что пригодится в жизни, — логика, умение рассуждать. Этому учит геометрия, а потому этот предмет важен и нужен. Но — внимание: не весь целиком, а только планиметрия. А вот стереометрия в нынешнем объеме — это совершенно лишнее.

Впустую, по словам математика, расходуются также время и силы учеников при изучении ряда других разделов его дисциплины. Например, на полугодичный курс тригонометрии — науки, которая развивалась исключительно для нужд астрономии и геодезии и нужной крайне ограниченному числу людей. «В школе же этот предмет — мертворожденный, не нужный». Не нужен в школе и начальный матанализ, убежден он: «Может, дети формальную технику и усваивают. Но понять как следует не могут! Высшую математику надо преподавать в вузах — на хорошей системе аксиом и определений. А в школе это приемлемо разве что в математических классах. То же — с теорией вероятностей и математической статистикой в нынешнем объеме — по одному часу в 7-м, 8-м и 9-м классах. Между тем задачи на теорию вероятностей включены в ЕГЭ, и под ЕГЭ уже перестраиваются школьные учебники!».

Вывод педагога очевиден: сокращение этих и других «ненужных» тем позволит покончить с пустой тратой сил школьников. А сэкономленное время использовать под качественное усвоение действительно необходимых знаний. Но главная трудность, по мнению математика, — убедить методиста. «Ведь если он всю жизнь разрабатывал стереометрию, а ему вдруг говорят, что она не нужна, конечно, он закричит: караул, выхолащивают школьные знания!».

Однако так думают не все.

Методисты: «По качеству математики нашу школу догнала даже американская»

— Последние 40 лет школьная программа в нашей стране не усложняется, а, напротив, упрощается, — заверила «МК» глава центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Галина Ковалева. — Основная содержательная реформа среднего образования прошла у нас к началу 70-х годов ХХ века. Она должна была обеспечить преемственность между средним и высшим образованием и привести школьные предметы в соответствие с последними достижениями тогдашней науки — как естественной (космос, ядерная физика и т. д.), так и гуманитарной. Вот тогда наша школьная программа действительно усложнилась: за исключением высшей математики ее практически подняли до вузовского уровня. Однако с тех пор мы занимались только ее разгрузкой и фактически не добавляли ничего нового. Едва ли не единственное исключение составило добавление теории вероятностей на уровне понимания школьников в 2004 году. Но это новшество нельзя считать слишком сложным. А вот содержание, скажем, школьной физики застряло на уровне XIX века — классическая физика, а не современная физика частиц. Тот же дисбаланс между состоянием науки и школьными предметами характерен для биологии, других областей знания.

Впрочем, сложности с освоением школьного материала у нас и в самом деле имеются, признала Галина Ковалева: «Вон внуку моих друзей, первокласснику, задали на дом такие задания, что друзья — между прочим, кандидаты и доктора наук — не знали, как к ним подступиться. Но все почему? Не из-за программы, а потому что училки не объяснили, как их делать. И это, заметьте, в очень хорошей, известной школе!». Именно в школе, подчеркнула глава центра оценки качества образования, и коренится проблема с усвоением материала. И связана она не со школьной программой, а со значительным ухудшением учебного процесса, прежде всего качества преподавания.

В последние годы наши учителя стали плохо учить. Причин много: и обострение проблемы кадров (средний возраст российского учителя — выше 50 лет, а стареющие педагоги не хотят учиться новому); и предельная формализация работы учителя, достигнутая стараниями расплодившихся чиновников; и старение материально-технической базы школы. В таких условиях бедной марьиванне неинтересно, да и некогда придумывать что-то новое — все свое время она тратит на заполнение никому не нужных форм отчетности. А на уроках талдычит детям содержание учебников и не объясняет, что с ним делать, перекладывая свою работу на домашние задания и на родителей. По этой причине по объему домашнего задания Россия и идет впереди 40 ведущих стран мира! Столько, сколько у нас, детям не задают на дом нигде! А наш бедный ученик приходит домой с десятком задачек по математике, которые учитель не объяснил, как решать, и пристает с ними к маме и папе. А тех учили по-другому, и они не могут помочь!

С учителями, сокрушается Ковалева, у нас действительно беда:

— Недавно наш центр в виде теста для учителей попросил их переформулировать задачку для младших классов так, чтобы сделать ее более легкой для слабых ребят и более трудной для сильных. Так, 20–30% учителей не смогли этого сделать. Так они и учат — читают детям учебники и ничего не объясняют. А вот в Японии сначала решают задачку в классе, а потом ее же задают на дом, но просят решить ее другим способом. А на следующий день в классе все вместе обсуждают результаты. Там учебный процесс нацелен на развитие. А у нас — на долбежку! И наши дети быстро теряют интерес к учебе. По качеству обучения математики нашу школу догнала даже американская! Это национальная катастрофа!

Единственный выход, по словам Ковалевой, учить учителей по-новому, а тех, что уже есть, переучивать. Тем более что новый стандарт прямо предполагает новые требования к обучению. «А наших учителей 20 лет назад учили учить предмет, а не готовить детей для жизни. На то же нацелена и наша система повышения квалификации. Поэтому сдвинуть проблему с мертвой точки без помощи государства нельзя». Частично ее разрешит лишь переход старшей школы на новый стандарт. Он, по словам Ковалевой, предполагает выбор. А дети, мотивированные на успех, будут лучше заниматься тем, что, по их мнению, им нужно.

Дети, собственно, так и поступают. Но, увы: даже в самых лучших школах — с помощью родителей и репетиторов.

Родители и дети: «Учиться без помощи старших? Это невозможно»

— Это только раньше мальчишка прибегал из школы, кидал портфель и до вечера гонял во дворе в футбол. А потом заканчивал университет и становился гениальным физиком, — вздыхает мама московской семиклассницы-лицеистки Лизы. — Сейчас, чтобы ребенок хорошо учился даже в самой лучшей школе, дома с ним обязательно должны заниматься дополнительно — родители или репетиторы. И ни на что, кроме домашних заданий, времени не остается: дочка каждый день ложится спать в час-два ночи, так что все наши кружки пришлось бросить.

Родители занимались с Лизой после уроков с первого школьного дня. В младших классах — потому что в прогимназии, где она тогда училась, учителя, по словам мамы, ничего не объясняли, а новые материалы давали на дом — пусть, дескать, родители объяснят. А усвоил ли ребенок материал, нет ли, там никого не интересовало — гнали галопом по Европам. «Естественно, по всем предметам мы были вынуждены заниматься дома дополнительно. Папа учил математике и русскому языку (у него, к счастью, два высших образования — филологическое и техническое). А я — всем остальным предметам».

Промучившись так четыре года, в 5-й класс решили идти в другую школу. Но снова не задалось: некоторых предметов (например, русского языка) там не было полгода. Так что весь год девочка фактически проучилась дома, а в 6-й класс снова пошла в другую школу. И снова математику папа объяснял дома. Правда, русский в новой школе был, и более того — на прекрасном уровне. Но, должно быть, по этой причине русистку, по словам мамы, «быстро сожрали, и она ушла — тогда ушли и мы».

Сейчас Лиза учится в одном из лучших московских лицеев, и родители счастливы. Но программа очень сложная. И математику, призналась мама, по-прежнему объясняет папа — того, что дает учитель, недостаточно. Задачи по физике тоже помогает решать папа. Есть у Лизы и репетиторы по двум иностранным языкам: лицей очень хорош, настаивает мама, но в школе язык как следует не выучишь. Для этого нужны индивидуальные занятия, а в школьных языковых группах сильные вперемешку со слабыми: те, кто занимался с преподавателями, легко ведут диалог, а кто учит языки только в школе, не понимают простейших вопросов.

Таким образом, подводит итог мама, если родители сидят за уроками со своими детьми, те получают «пятерки». У тех же, кто рассчитывает только на школу, дети приносят «двойки» и «тройки».

Траты российских семей на частные уроки, репетиторов и подарки учителям, по последним оценкам экспертов, превысили 100 млрд. рублей в год.

Оригинал: http://www.mk.ru/social/article/2012/07/22/728126-domashnie-zadaniya-nashih-detey-samyie-bolshie-v-mire.html

Комментариев: 9

  1. 2012-07-23 в 15:47:57 | Аноним

    "....А вот в Японии сначала решают задачку в классе, а потом ее же задают на дом, но просят решить ее другим способом. А на следующий день в классе все вместе обсуждают результаты. Там учебный процесс нацелен на развитие. А у нас — на долбежку! И наши дети быстро теряют интерес к учебе..."

    ++++++++++++++++

  2. В Японии учитель - Сансэй, это можно только почувствовать, а перевести нельзя. Я уж не говорю за уровень педагогов Финляндии, Германии. Про США вообще лучше промолчать. Наши педагоги(80%) - нищие и убогие училки 50-60 летнего возраста. И это лучшие кадры, которые хотя бы предмет знают и орут на детей по делу! Молодые вообще ничего не знают и знать не хотят и попали в школу по несчастью. Ну не может нормальный человек работать за 200-300 долларов в месяц на ставку хорошо. Может только идиот и плохо, хотя ОН считает, что работает хорошо! Вот потому он и идиот! Посмотрите на нас со стороны и Вам станет ясно, что научить мы вообще никого ничему не можем.

  3. 2012-07-23 в 19:02:49 | Васильевич

    Тезис статьи можно обернуть в таком смысле:

    нашим детям любые задания кажутся большими, почему?

    Ответ гораздо быстрее найдем.

  4. 2012-07-23 в 21:27:51 | Аноним

    Наш пострел везде поспел! Васильевич, это Вы о тупости и деградации? А как насчет собственной адекватности? Люди высказывают правильные мысли, а Вы все ерничаете! Угомонитесь!

  5. 2012-07-23 в 23:20:18 | Васильевич

    Просьбу вашу уважить не могу по ее убогости.

    Мне легко давались д/з за нормативное время.

    Безо всякого напряжения я еще попишу здесь.

    С приветом вас. Не кашляйте на экран.

  6. 2012-07-24 в 00:40:57 | Аноним

    Статья -полный бред. В 7 классе нормативное время на выполнение заданий примерно 2часа. Если ребёнок очень медлительный, то этот процесс может затянуться и до 1 ночи.Такие дети встречаются, но они исключения из правил. Поверьте, что большинство учителей объясняют как нужно подойти к домашнему заданию, но что делать, если ваши дети в этот момент заняты играми в мобильных телефонах или сидят в сети "В контакте".Им, извините, начхать на это домашнее задание-папа и мама позвонят одноклассникам, узнают домашнее задание , да ещё раз всё объяснят, что детки прослушали в классе. Они и на контрольных пишут слова контрольная работа и через 45 минут с возмущением говорят, что времени было мало и они ничего не успели, даже прочесть все задания. Скорее всего ваши дети, уважаемые родители, просто не вылезают из сети , а потом уже и уроки в голову не лезут. Мне просто смешно читать, что раньше гоняли в футбол и не учили уроки. Все, кого я знаю, очень упорно трудились, особенно в двух последних классах.Никто, кто дурака валял, великим не стал. Удивляют слова учителя математики. Такое впечатление, что он понятия не имеет о межпредметных связях. Стереометрия прекрасно развивает пространственное мышление. Она необходима для понимания физики и химии и не только. Сейчас в школах убрали черчение и если ещё убрать стереометрию , то ученик и простейшие фигуры знать и рисовать не будет. Не сможет! А значит и не сможет сделать рисунок к задаче и решить её так как просто не поймёт условия. В физике для объяснения физических явлений и записи многих физических законов просто очень нужно понятие производных. Тут многое можно было бы ещё написать. И это абсолютная правда, что программы по математике и другим предметам только упрощались последние годы, а не усложнялись. Почитайте внимательно стандарты и сравните то, что было и что стало. Только найдут ли мои слова отклик у тех, кто привык огульно обвинять во всём учителей, а не собственное ленивое или не очень талантливое дитё. Кстати, как уж тут не сидеть до 2-х ночи, если мама впихивает в него сразу два иностранных языка, перегружая безмерно ребёнка, которому и так всё не легко даётся. Может маме стоит умерить свои амбиции и соразмерить их со способностями и здоровьем ребёнка, пока не довели его до нервного срыва вечными гонками? И зайдите на курсы повышения квалификации. Вы обратите внимание, что старшее поколение учителей не отстаёт от жизни, а постоянно учится. Оно часто гораздо работоспособнее, сильнее по знаниям и гибче, чем молодые учителя.

  7. 2012-07-24 в 07:30:21 | Случайный посетитель

    Вообще-то без домашних заданий не обойтись. Если реально посмотреть на работу учителя, то выходит примерно так - урок расписан поминутно, начиная с оргмомента и заканчивая выставлением и комментированием оценок. Еще нужно пройти новую тему, закрепить ее и решить задачу. В учебнике тем гораздо больше, чем отводится часов. Плюс тесты, лабораторные, срезы. контрольные. Все это раскидывается на учебный год. Получается урок должен проходить в одном темпе, без задержек на конкретного ученика, чтоб другие не пострадали. Если ученик не идиот, а воспитан нормально, умеет слушать, находить интересные новые моменты, быть азартным - учитель справится с поставленной задачей урока. А если какие-то ученики сидят на камчатке с сотовыми в агентах и играх и не реагируют на замечания учителя, полурока теряются на "беседы с ними". Разбираться с ними, останавливать урок, вести к директору - это лишний повод сорвать урок. И это входит в систему. Учитель уже в панике оттого, что не успеет пройти программу. Разбираться ему уже не хочется и он пускает на самотек дела учеников, не желающих учиться. Потом эти же ученики к концу четверти становятся ниже травы, тише воды, учитель по долгу становится добрым и дает шанс получить более менее оценку, задав ему на дом домашние задания. Вот откуда может быть объем домашнего задания. А их родители с пеной у рта поносят того учителя, мол моего умного, послушного сынишку затюкал домашними заданиями. Но только учитель спорить не будет, ему нервы дороже. В конце оказывается, что родитель не обращает на замечания в дневниках своего дитя, не ходит на классные собрания, и вообще "не был в курсе". Родители забывают об ответственности за воспитание своего ребенка. А учителя всегда были и будут плохими. Если бы зарплата учителя была высокой - в школе работали бы настоящие профессионалы. И объем домашних заданий уменьшился бы оттого, что учитель в свободное время сам бы с ними занимался после уроков. Так сейчас стало в нашей школе. Учителя имеют хорошие зарплаты и родители счастливы. Без финансовых махинаций, а лишь поддержка учредителя. Оплата труда - отраслевая.

  8. Чего-то я не верю автору статьи и мнение Васильевича я поддерживаю. Моя дочь училась в обычной школе, в обычном классе, особо не напрягалась, ни я, ни супруга ей никогда не помогали и школу закончила на пятёрки. При этом к сожалению, у неё плохая память и на ЕГЭ она набрала всего 240 баллов.

    Так что не задания большие, а дети тупые!

  9. 2012-07-24 в 13:23:41 | Валерий

    9 человек из 12 в восьмом классе не знают таблицу умножения ( среди мальчиков).Для примера в советские времена таких было максимум двое на всю школу. При общении с родителями замечаю, что почти все родители таких детей алкогольнозависимые . Генофонд резко снизился.Задания в обычной школе не больше чем в советские времена ( по крайней мере до девятого класса включительно). Так что ребята, зеркало в порядке пора проверять родителей и их детей.Подчеркиваю, говорю про обычную школу ( что творится в лицеях не знаю ).Твердо уверен , детей надо разделять по способностям и обучать в разных школах . 90 %всех детей будут зарабатывать в будущем себе на жизнь при помощи рук и ног и высшая математика им будет только мешать,а вот простые математические задачи ( прибавить ,отнять и разделить , умножить)надо оттачивать в школе до совершенства. Научить их посчитать свою зарплату и бюджетные расходы. И не стоит больше мучить детей высшей математикой и прочей не понятной для них фигней.

Источник

Категория: Новости образования | Просмотров: 533 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]